Меня зовут Колесникова Жанна Эдуардовна

Место работы: МБОУ СОШ №3 г.Донецка Ростовской области

Образование: высшее, Государственное образовательное учреждение «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2003г., «Психология», психолог

Стаж работы по специальности: более 12 лет

Квалификационная категория: первая

Моя профессия – психолог
 Я с солнца сбрасываю полог,
Я утро начинаю здесь.
Моя профессия – психолог…
… Или призванье это есть?
Я здесь касаюсь откровенья,
Я здесь ступаю не спеша.
Моя профессия – доверье,
Мое призвание – душа.
В нем все – серьезность и ирония,
Вершин триумф, игра теней.
Моя профессия – гармония,
Мое призванье – верность ей.
                               О.А.Коваль

Основная цель моей профессиональной деятельности -информационное обеспечение процесса сопровождения. Содействие в создании условий для сохранения психофизического здоровья учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.

Цель моей деятельности определяет следующие задачи:

  • Отслеживание результатов психологического развития учащихся и социально-психологического развития ученических коллективов на разных этапах обучения.
  • Определение путей и форм оказания помощи детям, имеющим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии. Выявление и профилактика этих проблем.
  • Создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.
  • Содействие в организации психолого-педагогического сотрудничества .
  • Профилактическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.
  • Психологическое просвещение (повышение психологической компетентности) всех участников образовательного процесса (ученики, родители, педагоги, администрация, другие специалисты).

Основные направления деятельности включают:

  • Выявление причин, оказывающих негативное влияние на процесс обучения.
  • Помощь в выборе образовательного маршрута на разных этапах обучения.
  • Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами. Формирование культуры здорового образа жизни.

Система работы по сопровождению учащихся.

1. Работа по оказанию психологической помощи учащимся начинается с выявления проблем, о которых можно узнать в процессе диагностики, запроса родителей, учителей, классных руководителей и самих учеников. Диагностика позволяет определить учащихся «группы риска» с точки зрения возможности возникновения проблем, выявить индивидуальные и типичные проблемы учащихся. Для подтверждения результатов диагностики проводится сбор информации о ребенке от учителей, родителей, других участников образовательного процесса.

2. Следующий шаг – разработка (модификация или использование готовых) и реализация индивидуальных коррекционных программ с детьми, нуждающихся в психологической поддержке. Реализация программы направлена на обучение ребенка преодолению проблем через активизацию его собственных ресурсов.

3. Завершающий этап – анализ результативности программ.

Сведения о реализуемых программах:

«120 уроков психологического развития младших школьников» Н.П. Локаловой.

Цель курса: познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умствен­ные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологиче­ские качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предмет­ных уроках.

Задачи курса:

  • развитие познавательных способностей;
  • развитие обще-учебных умений и навыков.

Комплексная психолого-педагогиче­ская задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкрет­ных знаний по школьным дисциплинам, но и сформи­ровать у учащихся представления об обобщенных при­емах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

«Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся первых, пятых, восьмых классов» А.В. Микляева, П.В. Румянцева.

Целью описываемых программ является создание условий для снижения школьной тревожности у учащихся до уровня «мобили­зующей» тревоги, соответствующего возрастной норме. Для дос­тижения этой цели поэтапно решаются следующие задачи:

  • обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;
  • способствование повышению самооценки у участников группы;
  • способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся.

К ожидаемым результатам можно отнести снижение тревож­ности, связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня, соответствующего возрастной норме, повышение само­оценки учащихся, развитие культуры общения.

"Психологическая азбука" программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г.

Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания». Основные задачи:

  • Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
  • Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
  • Учить методам и приемам познания себя;
  • Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
  • Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
  • Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
  • Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
  • Научить детей осознавать и называть собственные переживания;
  • Помочь осознать свои задатки и способности;
  • Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.

Программа «Формирование профессионального самоопределения» для учащихся старших классов. Е.М. Таболова, Е.В. Страмнова. 

Цель:актуализировать процессы профессионального самоопределения учащихся. Задачи:

  • Формировать представление о видах и особенностях профессий, об этапах профессионального становления личности;
  • Оказать помощь учащимся в изучении своих способностей, интересов, склонностей и личных качествах и возможностях их применения в профессиональной сфере;
  • Ознакомить со способами получения профессионального образования и поиска работы, средствами самопрезентации;
  • Сформировать представление о карьере и планировании профессионального пути.